@ &Журнал.

Гамбург нас встретил солнышком и прохладой. Наш «Гримальди» долго пробирался вдоль пирсов и причалов, наконец встал под разгрузку.

Для наших попутчиков путешествие заканчивалось, у нас же начинался новый этап Кругосветки – Дорога домой.

Выгрузили машину в порту и принялись за оформление документов. Европа нас не порадовала – много «закорючек», стояние в очереди (много водителей грузовиков) и непонятный алгоритм подачи документов, а главное – языковой барьер. Мало кто говорит на английском и Гале пришлось вспоминать остатки немецкого языка из школьной программы. Помогли наши друзья-попутчики из Швейцарии, они тоже оформляли машину, в отличие от второй семьи – жителей ФРГ. После оформления формальностей звоним нашим друзьям в Гамбурге. «Приезжайте, ждём» — более чем лаконичный ответ. Точка в навигаторе поставлена, движемся по маршруту. Надо сказать, карты Европы в Гармине очень подробные, с сопутствующим сервисом. Например. Указаны все светофоры по пути следствия и навигатор предупреждает о переключении сигнала на запрещающий. Так же отмечены все камеры, контролирующие дорожную обстановку. Сервис!

Дом Андрэ в пригороде Гамбурга, в живописном местечке, пахнущем настоящим лесом. Надо сказать, что в дороге мы привыкли к малоэтажным городкам и высотные здания воспринимаем не как жильё, а как офисные здания. Есть своё очарование в своём доме на опушке соснового бора, рядом с озерком! Наши друзья живут в доме, мало похожем на традиционное немецкое жилище, Андрэ сама делала проект, муж помогал в строительстве — дом просто создан для семьи из четырёх детей и двух взрослых, с комнатами для гостей, спортзалом и подвалом «для удовольствий», в одной из комнаток которого стоит моя мечта – барабанная установка.

IMG_2440IMG_2443IMG_2403IMG_2455

Дети разного возраста – от 4 до 16 лет и у каждого есть в доме комната и любимое место. Младшие очень любят лужайку за домом – место активных игр.

В честь нашего приезда был устроен ужин, а на следующий день все поехали в город, решать проблемы с визой. Многочасовые хождения по кабинетам результата не принесли – на проезд до границы зоны действия «Шенгена» у нас осталось три дня… А так хотелось проехаться по друзьям и родственникам (у Гали родня в Литве). Андрэ очень расстроилась, даже всплакнула, — «Мне очень стыдно за бюрократов моей страны» сказала она. «Ничего, будет повод приехать в гости!» — успокоили мы её.  Эти пару дней мы отметили бурной деятельностью – помимо визитов к чиновникам съездили на конеферму (Катину слабость), посетили достопримечательности городка, я помог Андрэ к ремонтом автомобиля.

На следующее утро была дорога в Россию, до которой осталось чуть более 1000 километров.

Границу Германия – Польша проехали практически не заметив, мелькнули только здание таможни и большой знак Еврозоны…

После очередного перегона встали пообедать. Традиционно проверяю машину и вот что-то мне не нравится правая передняя ступица… Какие-то посторонние звуки в ней. Решил искать сервис, чтобы не устраивать ремонт на дороге (типа время экономить). поехали по одному из указателей. Приличная мастерская, специализируются на обслуживании и замене расходных. Начинаю объяснять проблему и ловлю себя на тои, что использую английские слова, перехожу на русский… Мастер понял проблему,показал куда заезжать. Сделали диагностику, подтвердили моё предположение. Парни-ремонтники в первый раз видят Лэнд Круизер, но бодро берутся за инструмент.  После пары часов интенсивной работы неисправность победили, залили свежего масла в мосты и расплатившись за работу и масло (около $120), поехали дальше.

IMG_2502IMG_2522IMG_2531IMG_2539

Ночевали уже в ста километрах от границы с Белоруссией, в придорожной гостинице. Внимательные, доброжелательные работники гостиницы, говорящие на русском языке, мягкие постели, вкусный хоть и ранний завтрак… Подошла Галя, бегавшая в номер за телефоном, вид не очень весёлый. «В чем дело?»- спрашиваю. «Русских встретила… Я к ним с улыбкой. «Доброе Утро» — говорю. А они глаза в пол и как будто мимо пустого места прошли…» Так мы ощутили первое дыхание Родины.

Перед отъездом у гостиницы встретили русскую пару на мотоцикле – они ехали на мотослёт в Словению. Пообщались немного.

За всё путешествие нас сопровождали улыбки и доброжелательное отношение окружающих людей, мы и сами привыкли улыбаться и стараемся эту привычку не утратить. Про улыбку ещё Крошка енот говорил…

Следующее «дыхание постсоветского пространства» мы ощутили на Польско – Белорусской границе. Четыре коридора с Польской стороны упираются в единственный шлагбаум с одиноким пограничником на Белорусской территории началось Великое ожидание… пять часов на прохождение границы – наш рекорд медлительности. Показалось, что пограничники слишком много курят…

IMG_2607IMG_2608IMG_2614IMG_2619IMG_2622

Поездка по территории Белоруссии особой радости не доставили. Наши девяностые с запахом нафталина, «столовским» сервисом и тараканами в гостинице… Зато к платежу принимают вытащенные из заначки рубли! А впереди дорога на Москву, где нам надо решить текущие проблемы с выбором дальнейшего маршрута (хочется «рвануть» в Африку), сделать ремонт и обслуживание Вагона (40000 км позади) и встретится с друзьями, коих не мало в столице.

Ночевали в Барановичах, часа два потратив на поиски гостиницы. Навигатор (очень скудная карта) дал нам наличие двух мест для сна – центральная гостиница и отель “для командировочных”. В центральной мест традиционно не было, а в отеле мы решили не останавливаться – скрипучие кровати, туалет-душ на этаже не внушали доверия к местному сервису. После опроса аборигенов и блуждания по окрестностям обнаружили вполне так себе хорошую гостиничку со всеми удобствами и разумной ценой. На утро, отдохнувшие отправились дальше.

Трасса Минск – Москва порадовала качеством и не испугала трафиком – трасса М60 более оживлённая, — до столицы докатились с одной ночёвкой . В мотеле накатилась ностальгия по… южноамериканскому дорожному сервису. При достаточном уровне комфорта и цена была адекватна, а в России за «люкс» с кроватью и диваном (в здании автобазы, адаптированном под мотель) пришлось выложить 5000 рублей, — «Добро пожаловать на Родину, сынок!»

Москва встретила хмурым небом, пробками и запахом выхлопных газов и авариями. Обзвонив желающих нас приютить, составили список посещений. С начала заехали в гости к Лене Поповой – нашему доброму туристическому ангелу (компания Попинс-Тур), помогавшей нам с оформлением многих документов и медицинской страховкой. Затем остановились у Ларисы – старой знакомой, давно переехавшей в столицу. Программа пребывания составлена давно, начинаем перемещения по городу, не забывая про детей, которым надо иногда развлекаться. Благо желающих составить компанию по увеселительным детским местам было достаточно, — к нам присоединился мой старший сын Андрей, живущий с мамой в Москве.

IMG_2656IMG_2717IMG_2731IMG_2812

Наш приезд совпал с проведением Внедорожного Фестиваля «АБТ», который организовывает СанСаныч Трушников и собирает любителей 4х4, авто путешественников и друзей. Мы с удовольствием приняли участие в мероприятии. «За рюмкой чая» встретились с ребятами, проехавшими по дорогам нас интересующим. Галя встретилась с единомышленниками – любителями йоги.  После разговоров, просмотра карт и фотографий, составили следующий маршрут: Украина – Россия – Грузия – Турция – Иран – Азербайджан – Россия. Очень хотелось прокатиться до Египта через Ирак – Иорданию – Израиль, но визит в Иракское консульство внёс коррективы в планы – консул сказал, что он не может гарантировать безопасность проезда через страну. Посему в визе отказали. Может это и к лучшему, – будет маршрут для следующей нашей поездки, — в Африку!

IMG_7464IMG_7477IMG_7527IMG_7529

Определившись с маршрутом, поехал на обслуживание автомобиля. 40 000 км не прошли даром – под замену попали все технические жидкости, втулки рессор, в остальном машина в полном порядке! « Гайки крутил» традиционно сам, на территории партнёров по бизнесу – представителей ARB, помогавшие в комплектации машины для Кругосветки.

IMG_2877[1]IMG_2883[1]

Покончив с делами и простившись с друзьями – снова в дорогу! При перемещении по родным просторам интересно сравнивать жизнь людей за пределами России с нашими реалиями, общаться с носителями информациями, получая её «в живую», а не из СМИ.

Очень понравился Брянск, где мы были в гостях у Кости Петрова, — известного многим по программе «Битва экстрасенсов». Костя много путешествовал по Востоку и дал ценные рекомендации по поведению в мусульманских странах. Вот некоторые из них: женщина должна соблюдать «дрес-код» — одежда «тёмных тонов» закрывает ноги до щиколоток и руки до запястий, на голове обязателен платок, ночевать в «туристических» местах, при посещениях храмов соблюдать некоторые правила…  К стати у Кости отметили День Рождения Маши – сделали ребёнку Праздник!

IMG_2904[1]IMG_2909[1]

Катя традиционно получила “своё удовольствие” – занятие в школе верховой езды, Машу тоже стороной не обошли. Тренер очень “сильный”, возможно мы к нему вернёмся.

IMG_2901IMG_2924IMG_2928IMG_2938

Украина встретила многомашинной очередью на переходе и хорошей погодой. Первая ночёвка в пригороде Киева – у новых знакомых, семьи Щербенко. Семья собирается в Кругосветное путешествие на автомобиле и есть о чём поговорить! Пообщавшись, немного «остудили» пыл друзей, готовых ехать «хоть завтра», без предварительного оформления виз, страховок и подготовки техники. В перерывах между беседами устроили праздник для детей – походы в парки и кафешки стали традиционными в местах, где мы останавливались больше одного дня. Украинское телевидение тоже «подтянулось», отметив наш приезд репортажем.

IMG_7837IMG_2973IMG_7674IMG_7689IMG_7696IMG_7758IMG_7770IMG_2939[1]

Из Киева отправились в Одессу, – посетить которую было давней мечтой Гали, да и мне было интересно побывать в «Столице Юмора». И снова нашлись знакомые, давшие нам приют в городе. Поселились в доме постройки начала прошлого века, в непосредственной близости от знаменитого Одесского «Привоза». «Баба Неля» много и интересно рассказала про прошлое города, настоящее, вот только про «будущее» в её словах было много горечи. Но одесситы не унывают, не смотря на проблемы – жизнь продолжается!

IMG_3019IMG_3073IMG_3100IMG_3102IMG_2948[1]IMG_2953[1]

IMG_2954[1]IMG_2959[1]

В Россию из Украины решили переправиться морем, пройдя через Крымский полуостров и уйдя из Керчи паромом на Ильич. Экономим время, сокращаем расстояния и получим возможность сравнить паромные переправы. В нашем маршруте уже есть паромы Мексики, Боливии, Океанский паром, будет Черноморский паром.

Паромная переправа на Россию встретила километровой очередью. Мы готовы были уже развернуться, но тут подошёл «земляк» и предложил нам своё место в очереди «за $250». Смотрим на очередь и … соглашаемся. В результате вместо 14-15 часов ожидания мы попали на паром через 40 минут. Как потом сказали таможенники – у местных таксистов отдельный «бизнес» — очередь на паром.

В паром машины и люди набились, как «селёдки в бочку», но через 45 минут мы были на территории России. И снова встреча с доблестной Российской таможней. При всей доброжелательности пограничников, таможня была придирчива. «Холодное, огнестрельное оружие есть» — стандартный вопрос. Отвечаю – «мачете». И тут началось! Причём интерес вызвало не мексиканское мачете, больше похожее на ятаган, а купленное в Росии Fiscars… Вызвали начальника смены, который охладил пыл молодого сотрудника, порекомендовав ему почитать «Закон о оружии». ЗДРАВСТВУЙ, РОССИЯ!!!

Визит в Анапу к родственникам, купание в Чёрном море в Геленжике, дорога на Российско-Грузинский переход, аварии вдоль дороги мелькали как стекляшки в калейдоскопе.

IMG_2962[1]IMG_2964[1]

Перед самой Грузией вспомнили, что заканчивается страховка на Вагон – в каком-то селе сделали новую,потратив некоторое время объяснение, почему Лэнд Круизер – автобус и сколько надо сделать скидки…

IMG_8123IMG_8130IMG_8140IMG_8137

Вечером подъехали к знаменитому переходу «Верхний Ларс» — единственное место, где можно проехать с территории России в Грузию, остальные переходы закрыты грузинской стороной. Многомашинная очередь, отсутствие сервиса на Российской стороне. Наконец открывают ворота и мы узкими проездами, оформив документы пробираемся на сторону Грузии. Нас встречают огромные здания Погранперехода в состоянии строительства и несколько вагончиков таможенно-пограничной службы. Грузины с нами говорят по-английски, русской «мовы не разумят»… Но оформили на удивление быстро, без придирчивого досмотра. Въезжаем на территорию Грузии в ночь. В местечке Степанцминда ищем ночлег. Гостиница на центральной площади давно закрыта, частники предлагают «приют» за $300. Посмотрели карту – не далеко в горах есть церковь постройки 1850 года, решили ночевать не далеко от неё в машине. Расположились на окраине посёлка, найдя относительно ровное место среди домов и заборов. Утро оказалось ранним – с рассветом местные жители погнали скотину на пастбища, а старики «приземлились» на скамейку рядом с нами и начали обсуждать прошедшие сутки. Мы поняв, что поспать ещё не удастся, выползли «на свет божий» — утро было чудесное!

IMG_3130IMG_3134IMG_8156IMG_8190

Попросившись для «утреннего туалета» в соседский дом и получив разрешение, мы продолжили общение с аборигенами. Русский язык местного населения, у старшего поколения был понятен, и мы, пока младшее поколение играло с козами и собаками, пообщались «за жизнь». Про политику не говорили, больше разговор «про бытовуху». С удивлением узнали про отток населения из городов, где мало работы и возвращение людей «на землю», про «трудно без торговли с Россией», про «погоду и цены»…

Вдоволь наговорившись, отправились по извилистой дорожке к церкви, стоящей на горе «рукой достать». Дорога заняла следующие пол-часа. Место, активно посещаемое туристами со всего мира. Особо отчаянные идут пешком – «на прямик», преодолевая наикрутейший подъём, предпочитающие комфорт перемещаются на ММС Делика, используемых здесь в качестве «маршрутки» , причём машины с правым рулём.

Посетив церковь, отправляемся дальше. Наша задача – добраться до перехода в Турцию и судя по расстоянию в 500 километров – она осуществима. По дороге, состоящей из сплошных обгонов тихоходного транспорта советского производства мы посмотрели крепости на перевалах, посетили национальные кафе с знаменитыми грузинскими шашлыками, к вечеру добрались до Батуми, где попытались найти недорогой ночлег. Не тут-то было! Объехав город и игнорировав гостиницу за $300, по совету продавщицы из магазина постучались в коттедж, расположенный около здания полиции. «Машину можете оставить за оградой, комната стоит $100» — общение на русском. С нами в доме живут ещё две девушки-грузинки, по-русски не понимают, общаемся по-английски.

IMG_3150IMG_8258IMG_3172IMG_8248IMG_8312IMG_8303

На утро быстрый переход в Турцию, с минимумом формальностей и пожеланием доброго пути на русском и английском языках. Турция – первая мусульманская страна на нашем пути и снова мы попали «в праздник» — РАМАЗАН! Праздник религиозный, аналог нашего Великого Поста, только выполняется по-другому. Первый раз мы «ощутили» праздник, попробовав поесть в городке Ризе. Объехав все улицы, не нашли ни одного работающего заведения общепита. Отметили тотальное не знание английского а тем более русского языка, что не обрадовало. Наконец на закате заметили кафе и человека, сидящего за закрытой дверью Постучали, он запустил. С помощью «на пальцах» и скудного английского спросили «поесть» и получили отказ. Развернулись с удрученным видом… Видимо вид голодных детей и наши расстроенные лица сыграли свою роль. Нас посадили за стол и попросили подождать «пять минут». Через короткое время прибежали две девушки-хохотушки. Закутанные в одежды-платки. После бурного обсуждения ситуации с хозяином заведения (он и запустил нас). Мы получили вкусную еду, Маша получила в дополнение массу внимания, поцелуи, конфеты, лимонад… На прощанье мы получили бесплатно мороженое и влажные гигиенические салфетки в огромном количестве.

IMG_3195IMG_8332IMG_8316IMG_8324IMG_3035[1]IMG_3044[1]

Ночевать решили в Трабзоне, выбрав с помощью навигатора гостиницу. До города добрались к вечеру, в темноте. Подъехав к тому месту, где обозначена гостиница, пытаемся её найти… Перед нами высотка, живущая своей жизнью, а в обозримом пространстве нет ничего, похожего на гостиницу. Галя идёт на разведку… А возвращается «с языком» — нас пригласили на ужин в турецкую семью! В Рамазан запрещается приём пищи в светлое время суток, а после захода солнца, когда Всевышний «почивает», и простым смертным можно есть-пить, что они и делают. На ужин у нас было общение (хороший английский у одного из детей), шурпа, плов, мясо, сладости, компот, чай и много-много-всего, что мы пробовали-кусали-ели. Стол ломился от кушаний. После сытного ужина принесли напитки и мы «упали» на диван для общения. Говорили много, на разные темы, в основном «про жизнь». На последок нам дали в сопровождение машину и сопроводили до ближайшей приличной и не дорогой гостиницы, которая оказалась отнюдь не той, что нам предложил навигатор.

Дальнейшая наша дорога лежала к Иранской границе. Помня о требованиях к одежде женщин в Иране, Галя набрала обновок себе и Кате, Машу решили не переодевать – к детям у ислама лояльное отношение. Переодевшись, девочки стали выглядеть похожими на русских туристок, прибывших в Персию, как оно и было на самом деле.

IMG_3058[1]IMG_8397

Граница Ирана – отдельная история. В дороге у нас произошло разделение обязанности, — я рулю и торможу, Галя оформляет документы, бегает по инстанциям… А на Иранской границе произошёл казус – Галю чиновники «не видели». Она для них не существовала, всё общение происходило со мной, и пришлось мне тащить весь груз общения на себе. Надо сказать, правила перехода иранцы придумали сами и следовать им весьма сложно для европейца. Огромное количества платежей, расписок, залогов и разрешений, и каждое исполняет отдельный чиновник. Даже с помощью помощника-доброжелателя и помощника-мздоимца мы проходили препоны четыре часа. Прошли и с пустыми топливными баками (в Грузии и Турции топливо ОЧЕНЬ дорогое) отправились на заправку. Нам было объявлено, что топливо «для фарангов» в два раза дороже, чем для местных жителей, которые заправляются по специальным карточкам. Залив 170 литров высококачественного топлива, мы заплатили чуть больше $3,5!

IMG_8377IMG_3062[1]IMG_8359IMG_8402IMG_8442IMG_8420IMG_8392

Дальнейшее перемещение по дорогам Ирана разнообразия не принесло. Пустынная холмистая местность, редкие оазисы населённых пунктов с горами помёта для отопления и минареты мечетей вдоль дороги. Может и есть какая-то прелесть в Персидской культуре, но для нас Иран останется страной с проблемами во всём – начиная от языка, заканчивая едой в праздник Рамазан. Мало кто знает, но факт – Южная часть Ирана в двадцатые годы входила в состав Российской Федерации, а в период перестройки от руководства Ирана поступало предложение Горбачёву о совместном «строительстве» первой Социалистической Исламской Республики Иран в составе СССР.

О людях у нас тоже полярные впечатления. Торговцы сладостями без денег угостили не малым количеством вкусняшек, портье из гостиницы отвёл нас на ужин и договорился о завтраке для нас, девочки из гостиницы в Тебризе были сама вежливость и дружелюбие… В то же время нас обманул на границе “помогай”, представившись официальным лицом, в гостинице города Энзели служащий пытался “всучить” нам номер за $150, вместо 100, говоря что в прайсе прошлогодние цены… В общем, своё мнение о Иране мы сложили. А ещё там много путешественников.

IMG_3052[1]IMG_3066[1]

Прокатившись по Ирану не многим более 1000 километров, посетив города Тебриз, Решт и переночевав на берегу Каспийского моря, мы с облегчением пересекли границу Азербайджана, направились домой, в Россию.

Но это уже другая история.