@ &Журнал.

Как мы оказались в Боливии? Очень просто – променяли её на Чили. Друзья – Волошины поделились своими впечатлениями о Чили — мы решили, что ещё одного марафона по пустыне мы не перенесём и отправились в Боливию. предварительно получив визу. Боливия – единственная страна на нашем пути в Южной Америке, куда надо оформлять визу.

IMG_1720

Боливия официально считается самой бедной страной Южной Америки.

Перед посещением любой страны мы стараемся собрать как можно больше информации о культуре, быте, особенностях территорий.

Про Боливию написано много и основное, что мы прочитали – политически не стабильная страна. Волошины тоже рассказали много неожиданного – про демонстрации индейцев, наркобаронов и “продажных” полицейских. Границу мы переходили все в напряжении.

Перешли.

Первое, что бросилось в глаза и под колёса нашего Вагона – очень плохое качество дорожного покрытия. Второе впечатление – я попал на Дальний Восток (судя по автопарку). Вокруг – огромное количество подержанных японских автомобилей, некоторые с иероглифами на кузове. Пригляделся – а рули-то с лева! Но все признаки островного автопрома (наклейки, дворники, крепление под номера). Оказывается, — в Боливию через Китай завозятся японский «сэконд хэнд». В Китае переставляют руль, — и вы владелец не дорогого автомобиля японской сборки с китайской переделкой. На дорогах ездят в основном Тойоты, хотя можно встретить и ММС. На некоторых машинах руль переставлен, а табло приборов так и осталось перед пассажиром.

IMG_1778IMG_6023IMG_1660IMG_6027

Первый мотель, в котором мы остановились, не отличался особым комфортом, но был сказочно дёшев – мы заплатили $13 за комнату с телевизором и вентилятором, без признаков интернета.

Переночевав под звуки грузовиков за окнами, перемещаемся в Ла-Пас – неофициальную столицу Боливии. Интересно, – конституционная столица – Сукре, а правительство находится в Ла-Пасе и все демонстрации индейцев проходят там же. Для демонстраций выделены специальные улицы, подальше от жилых кварталов – чтоб не мешали мирным жителям.

Особых планов на пребывание в стране мы не строили, решили строить маршрут по обстоятельствам.

В Ла-Пас прибыли к вечеру и отправились на поиски подходящего жилья. Методика проста. Находим в навигаторе место, где гостиницы мотели расположены особенно часто. Обычно возле дорогих гостиниц есть приличные мотели. А рядом с ними дешёвые хостелы. Вот мы и остановились на узенькой улочке с односторонним движением, рядом с четырьмя точками поселения. В дорогую гостиницу под яркой вывеской не пошли, на хостел посмотрели и решили не селится рядом с бэкпэкерами. Галя (как ответственная по заселению) заглянула в ближайший мотель.

Через некоторое время вышла, оживлённо беседуя с мужчиной. За границей люди знакомятся быстро. Наш новый знакомый русский. На языке Отечества не говорит, родился в Бразилии, куда после революции переехал его дед – зубной врач царя Николая II. Пока разговоры вели, слышу над ухом русскую речь «А вы ЧО, русские ШТО ЛИ?» Огромный дядька с бородой и в косоворотке!

IMG_2447IMG_2458

Представился – Володя, из староверов, по делам в столице, через пару дней едет домой. По старой русской традиции пригласил отужинать, а за одно и выпить рюмочку водочки. «Проблема с поселением? Сейчас всё устроим!» Поселились, отужинали, – “рюмкой” водки оказалась 0,75 л бутылка Smirnoff, разлитое в Чили. Так мы познакомились с человеком, который направил наш путь на север Боливии, в местечко Иксиамос. Староверы редко приглашают в гости, отказываться глупо, — интересно посмотреть на быт русских людей вдали от Родины.

На следующий день, проснулись от резких хлопков на улице. “Салют!» – радостно сказала Галя. какой салют в пятницу, 10 утра! Спускаемся в низ. портье предупреждает, что в городе не спокойно – по N-ской улице ходят демонстрации, полиция их разгоняет… “Но это не опасно, на соседних улицах всё спокойно” – заверяет портье.

В обед встречаемся с Володей-старовером, он с утра на ногах по делам. После краткого разъяснения маршрута Володей и заверениями, что «жена уже ждёт», — мы отправились в путь. «Тут всего 500 километров, сначала немного плохой дороги, потом получше будет!» — были последние его слова.

Надо сказать в той стороне, куда нас отправил Вова, расположена печально знаменитая «дорога смерти». Сама дорога коротенькая, не полных 90 км, но каждый год там погибало до 200 человек в автомобильных катастрофах. Очень узкая горная дорога, с постоянными оползнями и обвалами была закрыта для автомобилей, сейчас по ней перемещаются велосипедисты-экстрималы. А новую автомобильную дорогу сделали чуть в стороне, но безопасней она не на много, в чём мы вскоре и убедились.

Выезжаем из города… Навигатор рисует трэк, проходящий через улицу, по которой бодро маршируют демонстранты. На пути естественно полицейский кордон – дорога для автомобильного движения перекрыта. Подъезжаем, Галя бежит к людям в форме, в руках Гармин. Бодро на смеси языков-жестов говорит-показывает, что нам надо “ТУДА!” “Русо? – проезжайте!” Убирает барьер и мы катимся  дальше…

IMG_1652IMG_1656IMG_1655

Наш путь начался с поисков заправки. В Боливии заправки под контролем государства и топливо в Ла-Пасе заправляют за деньги по карточкам, а приезжим стоимость увеличивают с $0.35 до $0.95.

IMG_2453IMG_2542

Паша Волошин сказал, что можно торговаться и заправка по цене $0.6 – удача. Нас заправили за $0.5, мы годились собой – «переплюнуть» в торгах хохла, — дорогого стоит!

С полными баками движемся дальше и выше. Навигатор показывает 3500 метров над уровнем моря, переключаюсь на третью передачу – мотор уже «не тянет». За нами шлейф сизого дыма, как будто топливный фильтр «воздушится» — сказывается недостаток кислорода в воздухе. Через несколько часов упираемся в хвост «пробки» — впереди работы по расчистке завалов на дороге. Терпеливо ждём, — «открыть» дорогу должны через два часа. А сзади подходят всё новые машины, вот двухэтажный туристический автобус «втискивается» между нами и скалой, нависая в десяти сантиметрах от нашего багажника. В окнах округлившиеся глаза белых туристов, а водителю-индейцу подобный манёвр привычен.

IMG_5872

Наконец проезжает последний трактор и поток машин начинает вливаться в узкий проезд мимо завала. Пользуясь большими колёсами, по обочине обгоняю легковушки и иду вперёд, по правой стороне дороги. А на встречу мне из-за поворота, ПО МОЕЙ «ПОЛОСЕ» двигается грузовик! Прижимаюсь в право и едва расходимся под сигнал клаксона «встречки». С негодованием сопровождаю «нарушителя» всякими эпитетами и тут замечаю, что в моём направлении ВСЕ автомобили движутся с лева, а встречные – справа от меня, — как в Японии. Вот и дорожный знак, на котором автомобиль нарисован на левой полосе… Начинаю соображать – с лева от меня обрыв (дорога проходит по левому склону), соответственно сидя с лева, я лучше контролирую левую обочину, которую и обочиной назвать сложно, — край дороги, обрывающийся в низ. Соответственно – движение с лева на «леворульной» машине — безопасней. Движемся дальше, не нарушая местных правил.

 

Начали движение в 17-00, после шести вечера уже темно, после десяти вечера ехать трудно – сказывается усталость. В ближайшем городке (каких не много) останавливаемся на ночёвку. Все привычно – мотель, закусочная за углом, субботние гуляния на соседней главной улице. Странным показалось поведение людей, сидящих плотной группой на тротуаре, вблизи центральной площади. Приглядываюсь – у каждого за щекой «шишка», как будто флюс, при этом они сосредоточено что-то жуют, иногда сплёвывая. Всё ясно – листья коки, так популярные у местного населения. Можно как угодно относиться к этой привычке, но употребление листьев коки – разрешено законом Боливии.

«Лист коки в своем естественном состоянии является медицинским средством, и это доказали университеты, в том числе в США и Европе. Я хочу сказать по своему опыту — раньше я только жевал (листья коки), но после того как Гарвардский университет рекомендовал не жевать, а есть — я не поверил этому, но сейчас в редких случаях я ем листы коки и чувствую себя хорошо», — сказал  Эво Моралес – президент Боливии.

Выращивание коки – доходный бизнес. На рынке можно купить 100 граммовую пачку за $10, в местах выращивания за тот же вес с вас возьмут меньше $3. Многие фермеры «в тихую» выращивают коку, хотя эта деятельность лицензируется.

Не смотря на обилие рекламы и «уникальные качества» листьев коки, мы с Галей так их и не попробовали – не наш продукт, нам допинг не нужен.

На следующий день, позавтракав не рано, выезжаем на дорогу, ведущую в Иксиамос. За поворотом шлагбаум закрытый и дорожный рабочий при нём – пропускает самосвалы.

На вопрос «когда можно будет проехать» вежливо отвечает – в 17-00!!!

Оказывается. – это нормальная практика. Закрывают дорогу на работы, которые длятся почти весь день. Можно проехать либо рано утром, либо поздно вечером. Делать нечего, ждём…

Ожидаем, как культурные водители – в сторонке, чтоб не мешать движению самосвалов. Через какое-то время начали прибывать местные машины. И вот уже для проезда грузовиков остался узенький коридорчик, и мы уже не в первых рядах. Обидно, да! Стояли, значит стояли… А тут, – ПОНАЕХАЛИ!!!

IMG_1663IMG_1679IMG_1732

Шлагбаум открыли вовремя и тут такое началось!!! Но во время включенный полный привод даёт огромные преимущества на мокрой грунтовой дороге, которыми я и воспользовался. К месту следующей стоянки я прибыл первым, с отрывом почти в двадцать минут от таксистов, приехавших следом. Ночевали мы в машине, на берегу реки, через которую утром нужно было переправиться на пароме.

IMG_5885IMG_5894IMG_1702

Утренний осмотр переправы не вселил в нас особой радости. Плоскодонная лодка шириной три и длинной десять метров приводилась в движение с помощью маленькой лодочки с подвесным мотором. А течение в реке отнюдь не медленное, река- то с гор течёт. Делать нечего, погрузились мы… и через десять минут, невредимые были на другом берегу. До точки назначения не многим больше двухсот километров грунтовки.

За не полные пятьсот километров «сожгли» бак топлива, решили заправиться на ближайшей заправке. Как оказалось. Первая, — она же и единственная на нашем пути заправка была в соседней деревушке. На вопрос о цене ДЛЯ НАС работник молча указал на прейскурант. Уточняем – «ДЛЯ НАС» и тот же ответ. С удовольствием заливаем бак, заплатив по $0,35 за литр! Видимо, про градацию цен «свой-чужой» здесь даже не слышали.

Дальнейший путь труда не составил. Недостроенная дорога идёт по плодородной равнине, мимо деревушек аборигенов, вдоль дороги стоят столбы без проводов. Видимо, район начали благоустраивать, да внезапно кончились деньги – всё это напомнило Россию, с её забытыми деревнями.

По дороге начали встречаться светловолосые люди в старорусских одеждах – мы на правильном пути!

К обеду прибыли в Иксиамос. Большой посёлок, — несколько улиц, на одной (центральной) даже лежит асфальт. Пытаемся сориентироваться. Володя, когда объяснял, как найти его дом, ткнул сосиськообразным пальцем в угол карты со словами «здесь». А это почти четверть посёлка. Делать нечего, надо искать. Наше метание по улицам привлекло одного из местных жителей.

На сносном английском языке мы получили представление, куда ехать и так же получили сопровождающего на мотоцикле, который и привёл нас к богатому дому, на краю посёлка.

Выбежавший на встречу мальчик в косоворотке по-русски сказал, что папа не приехал, а мама уехала в город и будет поздно, но в посёлке есть ещё русские (мы и не сомневались) и нам можно к ним поехать и подождать…

Встреча с «рекомендованными» русскими из настороженной переросла в бурно-общительную.

IMG_5920IMG_2486IMG_2485

У дяди Серёжи большая семья (12детей), сейчас они живут с престарелой мамой и двумя дочками, остальные остались в странах, где семья жила ранее (Канада, Германия, США, Бразилия, Франция). Хозяин занимается токарным делом, хозяйка – огородом. Дом большой, у мамы свой дом на том же участке, «немного поговорим и будем ужинать, спать ляжете в комнате для гостей…»

Ни кто из староверов за нами в этот день не пришёл, как и в следующие два дня, которые мы провели в компании наших новых друзей.

Скучать не пришлось. Я привёл в порядок, помыл машину, мы постирали-высушили все вещи, ездили купаться на реку, на другой реке немного «помыли» золото (нашли пару «золотинок»), были искусаны местной мошкой и Катя вдоволь накаталась верхом на лошади. Счастье общения случилось! Эти дни на долго останутся в нашей памяти!

IMG_2506IMG_2490IMG_2527IMG_5926IMG_5947IMG_5971

Обратно уезжать не хотелось, но впереди нас ждала Бразилия и переправа в Европу.

Переговоры с агентом компании «Гримальди» ничего конкретного не дали – нет чёткого графика движения судов,- у нас был «коридор» в десять дней до отправки судна из Уругвая.

По дороге к переправе мы подвезли дядю Серёжу, который поехал встречать сына, прилетающего из США к нему на охоту.

В разговорах про дороги выяснилось, что в Боливии есть плата за дороги, которая взимается со всех водителей. Мы удивились – с нас никто ничего не брал, да и платить деньги за ТАКИЕ дороги!…

На выезде из посёлка – шлакбаум из жерди (по приезду мы его объехали через канаву). Стоит дядька и что-то мне говорит… Я ему – «открывай», ну он и открыл, я и поехал… Потом дядя Серёжа мне сказал, что надо было взять какую-то бумажку, чтоб отдать на следующем посту…

Вышел наш новый боливийско-русский друг перед паромом, пожелав нам счастливого пути, перекрестил на прощанье, и начался наш путь на берег Атлантического океана.

Переправились быстро, на том берегу на выезде из Рурренабаке стоит пост с жердью. Дядька спрашивает бумажку, я отвечаю – «НЕТУ, руссо туристо…» «О-О-О, руссо!!!» Шлакбаум открывается! И больше ни на одном КПП мы «про деньги» не говорили. «РУССО, — открывай!»

IMG_2544IMG_6021IMG_1765IMG_1746

Дальше была дорога, местами подобие дороги, индейцы-водители, не умеющие выключать дальний свет, еда в харчевнях по $3 «за всё», рынки, с брикетом листьев коки за $7, дорожные рабочие с “флюсом” коки за щекой, несколько «паромных» переправ и 600 километров прямого, как стрела асфальта до границы с Бразилией без единой заправки. И всю дорогу мы вспоминали дядю Серёжу.

IMG_1762IMG_5853IMG_6027IMG_6005IMG_6045IMG_6065

На границе очередь, а за КПП – Бразилия, где много диких обезьян.

IMG_2553

А вот Бразилия – это другая история.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>